E-learning NET

Модель тьютора

Posted on: Май 23, 2011

Раздел пособия Кухаренко В.Н., Сиротенко Н.Г., Молодых А.С., Твердохлебова Н.Е. Дистанционный учебный процесс: Учебное пособие /Под ред. В.Е.Быкова, В.Н.Кухаренко — К.: Милениум, 2005.-292 с.

1.2 Модель тьютора
Учебные материалы очень редко можно полностью адаптировать к требованиям и возможностям студентов, потому что эти возможности чаще всего становятся очевидными именно в процессе обучения. То есть, функция адаптации материалов, як правило, возлагается на тьютора.
Тьютор часто выступает более чем просто источником информации. Он может помочь студенту стать автономным в своей деятельности и самостоятельно осваивать науку учения. Все это происходит в процессе диалогового общения и позволяет студенту пересказывать свои нужды, анализировать уровень понимания, делиться сомнениями, преодолевать неуверенность, вместе с тьютором обсуждать стратегии деятельности и путь к решению.
Тьютор дистанционного курса осуществляет многое из того, что делает преподаватель в традиционном обучении, например, руководство группой в дискуссии с использованием эффективных методик. Но, в то же время, он работает в уникальной учебной среде, где участники не размещаются в одной комнате в определенное время, а находятся в удобной для себя обстановке и оперируют самостоятельно созданным на материале курса информационным пространством. Объединяет их всех дистанционный курс, общение и сотрудничество. Тьютор учит использовать закономерности речевого общения в соответствии с характерными для отдельных участников стилями работы с информацией. Он предлагает методики, подходы и средства (инструменты) общения, например, вопросы, которые позволяют повысить качество учебного процесса в группе.
Курсы высокого качества, созданные командой экспертов или отдельной личностью, не обязательно должны сопровождаться предметником и разработчиком. Тьюторы могут специально обучаться и приобретать квалификацию и навыки сопровождения и поддержки дистанционных курсов. Однако в то же время, например, для создания структурированного файла по теме “Часто возникающие вопросы и ответы ” лучше подключать эксперта.
Результативность любого процесса деятельности и качество полученных артефактов зависит не от применяемой технологии, а от того, все ли и насколько предусмотрел специалист, который ее спроектировал и использовал. Успешное и продуктивное управление учебным процессом — ключевое свойство позитивного, успешного обучения. Ни один человек не скажет: “Этому меня научил компьютер”, он вспомнит учителя.
Большинство преподавателей считают, что научиться управлению дистанционным обучением означает — изучить новое программное обеспечение или освоить компьютерные умения, то есть добавить возможности информационных технологий к привычной, традиционной системе обучения. Это ошибочное мнение. Успешное управление дистанционным обучением не может быть достигнуто за счет только имеющегося опыта работы в аудитории. Умений тьютора нельзя достичь только благодаря слушанию лекций или наблюдая, прежде всего потому, что они включают многие направления и обязанности, чаще всего не затребованные и потому отсутствующие в традиционном обучении [27].
Компетенции и умения тьютора [102]:
1. Тот, кто поддерживает процесс — помогает проявлению активности в виртуальной среде и постоянно мотивирует учебную деятельность.
2. Советник/консультант — работает индивидуально, дает советы или консультации с целью сделать все и помочь студенту получить удовлетворение от изучения курса.
3. Эксперт — определяет посредством обратной связи целесообразность и правильность учебной деятельности студента.
4. Исследователь — отмечает необходимость привлечения в процесс новых знаний, которые отвечают содержанию обучения и способны повысить его качество.
5. Тот, кто поддерживает содержание — определяет возможные направления возрастания у студента уровня понимания содержания курса.
6. Технолог — определяет стратегию и качество исполнения или вид необходимой помощи для выбора технологии для каждой конкретной ситуации, что улучшает условия функционирования учебного пространства студента.
7. Проектировщик — определяет задачи проектирования как в курсе, так и в информационном пространстве курса, на которые полезно обратить внимание, и конструирует дополнительные средства деятельности, которые могли бы усовершенствовать процесс проведения курса.
8. Менеджер/администратор — определяет и решает проблемы регистрации студентов, ведение документации учебного процесса, сохранение учетных записей и др.
Для организации дистанционного обучения в учебном заведении очень важно иметь модель тьютора. Некоторые требования к нему можно почерпнуть в работе [35], где указывается, чем тьютор обязан владеть как специалист:
1. Знать основные принципы функционирования телекоммуникационных систем;
2. Знать особенности проведения теле- и видеоконференций, форумов;
3. Знати основы телекоммуникационного этикета;
4. Владеть навыками информационной навигации;
5. Уметь работать с информационными ресурсами (базами данных, информационными службами);
6. Уметь создавать веб-страницы;
7. Владеть конкретной информационно-образовательной средо;
8. Уметь пользоваться комплексом услуг, которые предоставляет среда;
9. Уметь подать учебный материал таким образом, чтобы обеспечить эффективную, индивидуальную, независимо от места и времени, учебную деятельность студента;
10. Знать факты, которые способны стимулировать активизацию деятельности студентов в сети, и уметь ими пользоваться в процессе дистанционного обучения;
11. Знать индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов;
12. Знати особенности самостоятельной деятельности студентов в сети в процессе дистанционного обучения;
13. Уметь проводить психолого-педагогическое тестирование и управлять текущей деятельностью студентов;
14. Уметь предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
15. Владеть активными методами обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, обучение на различных уровнях познавательной деятельности, исследовательские, поисковые методы и др.);
16. Уметь проводить ролевые сетевые игры;
17. Уметь интегрировать очные и дистанционные формы обучения;
18. Владеть методикой формирования системного мышления, в том числе критического и творческого мышления, а также использования рефлексии студентами, как способом оценки своей деятельности с целью ее дальнейшего совершенствования;
19. Уметь спланировать, организовать и провести телекоммуникационный проект;
20. Активно использовать коммуникативные возможности компьютерных сетей для организации плодотворного общения между участниками учебного процесса;
21. Уметь если не создавать курсы, то хотя бы корректировать уже существующие соответственно новым требованиям учебного процесса.
Как видим, почти половина из перечисленных требований относится к использованию ИКТ в обучении и, к сожалению, значительно меньше внимания уделено субъект — субъектным отношениям в процессе обучения, педагогическому подходу и поддержке, возможностям общения, адаптации и создания мотивации к обучению, а также роли управления в учебном процессе. Это характерно, как уже было ранее отмечено, для взглядов на дистанционное обучение, как форму, почти полностью зависящую от эффективности использованных ИКТ.
Дополнительные требования, которые необходимо учитывать при организации работы и руководстве учебной деятельностью, будут такими [27]:
• Простота и легкость общения со взрослыми студентами, знание их личных потребностей, материального положения и социального самоопределения;
• Способность не только работать в коллективе, но и сотрудничать, а в случае необходимости и определятб совместную стратегию деятельности и убеждать других в ее целесообразности;
• Знание предметной области, методов ее преподавания возможностей активизации учебной деятельности;
• Открытость новым идеям, перспективам;
• Готовность овладевать новыми технологиями и методами обучения, предлагать и использовать их в учебном процессе;
• Нацеленность на совершенствование технологий в соответствии с требованиями информации, контекста, деятельности и составом учащихся;
• Способность не только уравновесить требования дисциплин с требованиями студентов, но и показать студентам их собственные возможности относительно сообщенной учебной информации;
• Способность и понимание необходимости постоянного обсуждения со студентами их потребностей для дальнейшего совершенствования теории, методики и практики дистанционного обучения и обеспечивать им в этом всю необходимую помощь.

Источник

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Календарь

Май 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Обновления Twitter

  • Иду на вебинар “Вебинар как источник дохода” goo.gl/jmbCP 5 years ago
  • 47 Alternatives to Using YouTube in the Classroom. freetech4teachers.com/2010/09/47-alt… 5 years ago
  • Более 1/3 студентов в США изучают 1 курс онлайн, за 5 лет доля e-learning вырастет на 30-50%. Университеты пустеют. bit.ly/uMzqZP 5 years ago
  • Сегодня в рамках конференции Дистанционное образование 2011 проходила трансляция секционных и пленарных заседаний webinary.biz/joinHiddenWebi… 5 years ago
  • Переводить выражение "облачные технологии" на украинский язык действительно не хочется: "облака" по-украински - "хмары"... :-) 5 years ago
%d такие блоггеры, как: