E-learning NET

Традиционные LMS приказали долго жить: взгляд в модульное будущее

Posted on: Май 27, 2011

Будущее LMS в высшем образовании должно стать предметом широкой, оживленной дискуссии, предметом дебатов в наших образовательных кругах.
— Хэмиш Коатс (Hamish Coates) (2005)

Традиционные автономные системы управления обучением (Learning Management System — LMS) построены на модели, сформировавшейся в индустриальную эпоху. Слабыми местами данной модели являются универсальность в рамках учебного заведения и единообразие в рамках всех учебных заведений.

Современные LMS построены на модели, сформировавшейся в индустриальную эпоху.

Первая из названных проблем – универсальность – означает, что разработчики стараются совместить в одном приложении все инструменты и возможности для онлайнового обучения. Данный подход построен на допущении, что одно-единственное приложение может быть гибко настолько, чтобы предоставить весь функциональный диапазон, необходимый для осуществления эффективного учебного процесса. К сожалению, как и многие многофункциональные продукты, такая LMS, пытаясь сделать все, хорошо не делает ничего. Проблема универсальной природы традиционных LMS была в 2009 году ясно сформулирована Бушем (Bush) и Моттом (Mott), выразившими свое разочарование тем фактом, что принципы модульной архитектуры, показавшие свою высокую эффективность в компьютерной индустрии, совершенно не используются при проектировании LMS:

«Пейзаж на поле образовательных технологий лучше всего можно описать, как монолитное здание проприетарных технологий, с жесткими, часто вовсе непроницаемыми стенами. Например, системы управления образовательными курсами (Course Management Systems — CMS), как правило, являются негибкими инструментами, ставящими учебные учреждения, преподавателей и студентов перед выбором «вы с нами или против нас». Даже системы с открытым кодом, такие как Moodle, не позволяют (без существенной настройки) использовать компоненты других разработчиков, и вы будете вынуждены использовать систему подготовки контента Moodle, систему тестирования Moodle, журнал успеваемости Moodle и т.д.».

В дополнение к ограниченной функциональности, универсальная природа традиционных LMS подразумевает, что один производитель должен обеспечить разработку и поддержание на должном уровне всех достижений технологии, во всех областях онлайнового учебного процесса. Такая модель была приемлема в те времена, когда функциональность онлайнового обучения ограничивалась предоставлением доступа к учебным документам и текстовым дискуссионным форумам. Но с тех пор, как онлайновый учебный процесс стал более социальным и, как следствие, неразрывно связанным с технологиями для совместной работы, попытки объединить весь требуемый функционал под одной цифровой крышей обречены на провал. И, наконец, универсальный подход означает, что наиболее ценный ресурс учебной организации – образовательный контент оказывается в заложниках у одной компании — разработчика, с ее проприетарный форматом.

LMS — универсальный подход

Предоставление учебного контента Управление курсом / учащимися
       Библиотека документов        Регистрация
       Видеохранилище и т.д.        Портал и т.д.
Средства взаимодействия Отслеживание успеваемости
       Дискуссионные форумы        Журнал успеваемости
       Виртуальная лекционная доска и т.д.        Оценка работ и т.д.

Визуальное представление универсальной LMS. Сравните с модульной системой, описанной ниже.

Вторая из проблем, содержащихся в модели LMS индустриальной эпохи – единообразие данных систем во всех учебных заведениях. И она обескураживает, пожалуй, даже больше, чем первая. В традиционной модели функционал, включенный в систему, определяется еще до ее внедрения в образовательном учреждении. Так как производство LMS под нужды конкретного ВУЗа экономически нецелесообразно для разработчиков систем, единый формат разрабатывается независимо от конкретных учебных заведений и затем поставляется для всех потребителей. Таким образом, в дополнение к тому, что система универсальна в рамках организации, она, вдобавок, идентична в различных организациях. Такой принцип разработки LMS может непреднамеренно вызвать обезличивание учебного процесса во всех учебных заведениях, т.к. основной формат системы определяется до того, как она попадает в руки преподавателей. (Хэмиш и Коатс (Hamish & Coates), 2005).

Проблема соответствия LMS требованиям заказчика полностью описывается следующим заявлением председателя департамента образования:

«Учебные системы — это, я полагаю, единственный инструмент, который заставляет пользователя подстраиваться под него, а не наоборот. Если универмаг «Сирс» хочет продать мне трактор-газонокосилку с обязательным ковшом для снега, а я живу во Флориде, я скажу: «Нет, спасибо, мне ковш для снега не нужен». Однако когда речь идет об учебных системах, продавец говорит мне, что я могу сделать, и я изменяю учебные материалы, чтобы они соответствовали возможностям программы.»

Единообразная природа традиционной модели LMS означает, что уникальность каждой отдельной образовательной культуры разрушает модель, выгодную разработчикам программного обеспечения. «Преподаватели и студенты не вольны выбирать правильный / лучший / предпочтительный инструмент для каждой разновидности учебной деятельности, которой они занимаются. Создается некая технологическая парадигма, искусственно ограничивающая возможности и исключает оптимальный выбор для преподавателей и учащихся». (Буш и Мотт, 2009). Данная ситуация покажется еще более смехотворной, если ее спроецировать на обычную (офлайновую) аудиторию. Представьте, если бы помещение каждой классной комнаты, было бы построено с использованием идентичных планов, вне зависимости от того, расположена классная в маленькой начальной школе, средней школе для учеников с ограниченными возможностями, большом колледже или в государственном центре подготовки. Ясно, что потребности каждой организации уникальны (одной нужно несколько маленьких классов, другой большие лаборатории, третьей большие аудитории и т.д.) Однако представьте, что единственной возможностью для приспособления помещения под ваши нужды было бы покрасить стены в разный цвет, отказаться от использования некоторых комнат или заплатить кучу денег за неуклюжую пристройку к зданию. Ясно, что подобная ситуация не могла бы удовлетворить разнообразные учебные заведения – и это вполне точное описание того, что происходит с онлайновым обучением.

Мэшап LMS: улучшенный подход


Пример мэшап из фотографий с Flickr и Google Maps. Узнайте больше о мэшап здесь.

Почти так же, как электричество превратило фабрики из монолитных систем в модульную систему систем, Интернет превратил знания из статичных фолиантов в настраиваемую под нужды пользователя модульную систему кирпичиков знаний. Это утверждение, пожалуй, лучшим образом может быть проиллюстрировано быстрым ростом количества медийных мэшапов. Под понятием Мэшап подразумевают как правило вэб-приложение комбинирующее данные, мультимедиа или функционал из нескольких источников, для создания нового продукта. Например, сервис http://www.Panoramio.com объединяет в себе фотографии, взятые с Flickr и наложенные на карту, взятую с Google Maps, на те места на карте, где они были сняты. (Другие примеры мэшапов можно посмотреть по этому адресу: http://www.innvativelearning.com/mashups.html). Отличие мэшапа от универсального приложения в том, что вместо того, что бы добавлять функции к имеющемуся продукту, мэшап смешивает два других, обладающих требуемым функционалом. Оба источника работают независимо, но, гармонично взаимодействуя, создают уникально подогнанный под нужды пользователя новый продукт. Новый мэшап может быть создан простым добавлением источника мультимедиа или функциональности в имеющуюся смесь.

Визуальное представление модульного похода (сравните с универсальнным, представленным выше).

Такая концепция модуляризации и персонализации применима и к образовательным системам. Как и в описанном выше примере, построенные по принципу мэшап, или модульные LMS имеют потенциал оказаться как бесконечно хорошо настраиваемыми, так и обеспечить лучший в своем классе инструментарий. Чтобы отличить модульные LMS от традиционных, нам надо понять, что такое модульная LMS. Для понимания идеи модульной системы управления образованием, важно, для начала, изменить понимание слова «система» (как системы упрaвления обучением). В системе понятий традиционной LMS, «система» являлась синонимом единственного, включающего в себя всё, инструмента или приложения, состоящего из разнообразных внутренних функций. Модульный подход изменяет определение «системы» на набор взаимодействующих приложений, составляющих образовательную платформу. Модульная LMS использует модель «системы со слабой связью», обычно используемой для описания технической модели образовательного учреждения. Системы со слабой связью – это системы, составляющие которых взаимосвязаны, но сохраняют при этом свою индивидуальную идентичность. В этом смысле, часть модульной LMS сохраняет свою специализированную функциональность, но работает совместно с другими частями, для обеспечения заточенного под нужды потребителя учебного процесса.

Преимущества модульной LMS

У идеи объединять несколько инструментов для получения мэшап LMS, есть целый ряд достоинств. Во-первых, каждая система может быть уникально приспособлена под специфические потребности. Так, организации, предоставляющие в основном материалы для самостоятельного изучения, могут выбрать инструменты отлично подходящие для организации асинхронного онлайнового обучения. Учреждения, которые гордятся предоставлением большого количества общения между студентом и преподавателем, выберут инструменты, обеспечивающие онлайновое взаимодействие между участниками учебного процесса.

Во-вторых, чем бы ни была модульная LMS – простой комбинацией двух инструментов, или сложным комплексом, как в приведенном выше примере, для решения каждой из образовательных задач могут быть выбраны лучшие в своем классе инструменты.

В-третьих, появляется возможность подключать требуемые части LMS «на горячую». При изменении требований к системе, или после выхода обновленных учебных инструментов, любая часть системы может быть отключена или модернизирована без внесения изменений во всю систему. Также, и при сбое в одном из модулей он может быть отключен и исправлен без прерывания работы студентов, использующих другие модули системы.

Гипотетическая модульная LMS, составленная из различных инструментов

Источник

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Календарь

Май 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Июн »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Обновления Twitter

  • Иду на вебинар “Вебинар как источник дохода” goo.gl/jmbCP 6 years ago
  • 47 Alternatives to Using YouTube in the Classroom. freetech4teachers.com/2010/09/47-alt… 6 years ago
  • Более 1/3 студентов в США изучают 1 курс онлайн, за 5 лет доля e-learning вырастет на 30-50%. Университеты пустеют. bit.ly/uMzqZP 6 years ago
  • Сегодня в рамках конференции Дистанционное образование 2011 проходила трансляция секционных и пленарных заседаний webinary.biz/joinHiddenWebi… 6 years ago
  • Переводить выражение "облачные технологии" на украинский язык действительно не хочется: "облака" по-украински - "хмары"... :-) 6 years ago
%d такие блоггеры, как: